Баринова И. И. География : География России. 8—9 кл. Методическое пособие к учебникам И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» и В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» / И. И. Баринова, В. Я. Ром, М. С. Соловьев. — М. : Дрофа, 2016. — 221, [3] с.
Методическое пособие является частью УМК по географии и предназначено для использования при работе с учебниками И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» и В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс».
Пособие раскрывает особенности курса «География России» в современной школе, отражает новые аспекты содержания, традиции и новации в преподавании географии. Содержит методические рекомендации и дополнительные материалы по изучению курса.
Методическое пособие предназначено главным образом для учителей, преподающих курс «География России» по новым учебникам: «География России. Природа. 8 класс» (автор И. И. Баринова) и «География России. Население и хозяйство. 9 класс» (авторы В. П. Дронов, В. Я. Ром). Оно может быть полезно и для учителей, которые используют другие учебники, так как содержит новый дополнительный материал по административно-политическому делению, по экономическим системам в истории России, современной региональной политике, по использованию современных педагогических технологий на уроках географии и во внеурочной работе.
Основными функциями методического пособия являются: помощь учителю в предоставлении конкретного материала, установлении взаимосвязи между основными понятиями, определении последовательности и примерного количества учебного материала, изучаемого на уроке, в выборе методов и форм обучения для обеспечения высоких результатов с учетом возрастных особенностей учащихся, развитии ключевых и предметных компетенций с помощью текста и внетекстовых компонентов.
Важно, что на примере учебников по курсу «География России» показана специфика работы с учебником географии в условиях современной школы, выявлены общие закономерности влияния учебника на организацию процесса обучения.
Модернизация содержания курса «География России» должна осуществляться не только с учетом требований современности, но и с учетом традиций преподавания, сложившихся в отечественной школе.
В этой связи, прежде всего, необходимо сохранять и приумножать мировоззренческий и воспитывающий потенциал курса, его огромную роль в формировании патриотизма и нравственно-духовной сферы учащихся. Наряду с другими курсами общественных наук он позволяет усвоить идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, осознать себя гражданином России, овладеть умением делать выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.
Важнейшая задача данного курса — формирование географического образа своей страны и малой родины.
Основные принципы построения нового содержания курса были сформулированы достаточно давно, но они не потеряли своей актуальности.